Logo (Main page)
Special Astrophysical Observatory RAS

 
   О нас      Подразделения     Телескопы     Наука     ЦКП/УНУ     Издания     Образование     Целевое обучение     СМУ     Экскурсии     Сервис     Контакты  

Летняя многопрофильная школа «ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ» ЛЕТОВО-23 (10 — 22 июня 2023 г.)

В третий раз Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук принимала у себя школьников «ЛЕТОВО». Летняя многопрофильная школа, уже ставшая традиционной, направлена на распространение научных знаний и повышения престижа науки; поддержку и развитие интереса к научной деятельности у молодежи; расширение знаний в области астрономии и астрофизики у молодого поколения; удовлетворению потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Научные сотрудники рассказывали детям о звездах и ближайшей к нам Солнце, строении Вселенной, о возможности существования цивилизаций на других планетах. У ребят была возможность пообщаться с учеными на семинарах, задать любой интересующий их вопрос во время брифинга с учеными «100 вопросов ученому». Юные исследователи работали над настоящими научными проектами.

Хотелось бы, чтобы дни, проведенные в обсерватории остались в жизни ребят светлой страницей. Пожелаем им дальнейших успехов и стремления к познаниям!

Кайсина Е.И.,
ученый секретарь САО РАН, к.ф.-м.н.

Как вдохновить современного школьника на изучение наук? Как развить в нем навыки исследователя, инженера? Как и когда дети ждут чуда?

«Любопытство», «Упорство» и «Целеустремленность» — так называют не только марсоходы. Третий год в июне Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук (САО РАН), гостеприимно открывает двери для проведения летней многопрофильной школы для ребят из московской школы «ЛЕТОВО». И названия этих школ каждый год разные, как марсоходы на красной планете. Традиция…

Летняя многопрофильная школа создана по инициативе кафедры SCIENCE школы «ЛЕТОВО» и САО РАН, чтобы вдохновлять и поддерживать учащихся в их стремлении познавать мир. Вы скажете: «Много сейчас разных школ!», а мы ответим — эта особенная. Это школа вдохновения, изобретательства и жажды познания.

  1. Школа вдохновения. Вдохновил на идею создания такой школы Олег Верходанов. Ведь именно с его лекций о строении Вселенной начиналась Научная гостиная в Летово и летовская среда, именно он представил САО как сердце астрономической науки.
  2. Школе Летово 5 лет, а летней школе 3 года. В ней получили путевку в жизнь более 50 проектов, выполненных под руководством и сопровождении ученых САО и преподавателей Летово. Прекрасно наблюдать за строительством сообщества на базе научного института.
  3. «Летово в Архызе» является площадкой для учебной практики взаимодействия по трём направлениям: астрофизическом, биологическом и историко-краеведческом.
    Многопрофильность возможна только в САО. По традиции первая неделя учебных занятий представляет собой полное погружение всех учащихся во все три направления. Вторая часть занятий содержит проектно-исследовательскую деятельность в рамках предложенных тем по выбору. По итогам практики обучающиеся предоставляют результаты проектно-исследовательской работы на итоговой конференции.
  4. При проведении каждодневных 8ми часовых занятий каждый курс направления разбивается на три части: лекционную (предусмотрены лекции от действующих ученых САО РАН, преподавателей Школы Летово и работников археологического музея пос. Буково), экскурсионную (действующие обсерватории БТА, ЦЕЙСС, ММТ, РТ-32, РАТАН 600, Нижне-Архызское городище) и практическую (полевая практика, практикумы, проекты, исследовательские работы). Каждый день всем участникам выдается для командного решения экспериментальная задача на местности, вечером происходит ее разбор и подводятся итоги.
  5. Участники летней многопрофильной школы проходят все этапы ведения исследовательской работы в тематических группах по определенной проблеме проекта. В качестве руководителей экспресс-проектов выступают ученые САО и учителя школы. Они являются наставниками-тьюторами, направляя и поддерживая исследовательскую инициативу учеников. На наших глазах создается сообщество школьников, ученых и преподавателей, и это здорово!

Колякина С.Н.,
заведующая кафедрой естественных наук,
учитель физики в школе «Летово»

Заметки от участников школы (авторский текст сохранен)

📝 «С теоретиками и академиками работать ещё сложнее, чем с детьми…»

На днях у учеников «Летово», приехавших на Летнюю астрофизическую школу на территорию САО РАН, прошла лекция с Шолуховой Ольгой Николаевной, старшим научным сотрудником лаборатории физики звёзд и кандидатом физико-математических наук! Она рассказала ребятам о теме, которую изучает большую часть своей жизни.

На вечерней лекции студенты погрузились в многообразие двойных звезд и их классификации. В процессе изучения оказалось, что звезды бывают не только двойными, но и четверными, шестерными… Чаще встречается чётное количество звезд в системе, так как они вращаются по парам, однако самая большая известная система состоит из семи звезд.

Лекция сопровождалась небольшими интересными рассказами о личных проектах Ольги Николаевны. Например, однажды её задачей, как аспиранта, было нахождение объекта, похожего на SS 433, в других галактиках. Это двойная система, один из компонентов которой, вероятнее всего, является чёрной дырой. Тем не менее, прошло уже около 40 лет, но такой объект до сих пор не был найден.

В перерыве на пару минут студенты получили возможность рассмотреть осколки двух метеоритов, один из которых Ольга Николаевна носит на шее в качестве кулона.

Стоит отметить, что в презентацию были включены не только научная теория, но и фотографии-сравнения небесных тел с фантастическими тварями, весёлые диалоги тесных двойных систем и интересный факт об Алголе. Проверьте свои силы и знания ниже — попробуйте угадать, что же скрывается под таким космическим названием!

Алголь — это яркая звезда в созвездии Персея. А чему же еще могли дать такое название в честь звезды?
   А) Лекарство от кашля
   Б) Марка минеральной воды
   В) Сорт томатов
   Г) Деревня в Архангельской области

Посмотреть ответ…

#лекции_на_ночь

📝 «Учёными нельзя управлять…»

Сегодня летовцы вновь встретились с Шолуховой Ольгой Николаевной, но в это раз они обсудили важность изучения астрономии. Во время брифинга ученики высказывали своё мнение насчёт тем, которые интересовали именно их. Давайте посмотрим на отрывки групповой дискуссии.

— 🎓 Я биолог и хочу стать врачом, поэтому меня интересует, как космические явления могут влиять на здоровье людей на Земле.

— 🏫 Я хочу, чтобы ваша картина мира постоянно изменялась по мере того, как вы занимаетесь наукой.

— 🔭 Зачем убеждать всё население Земли в необходимости астрономии, если достаточно убедить министерство финансов?

🙋 В ходе оживлённой дискуссии летовцы, учителя «Летово» и сотрудники САО РАН затронули проблемы образования, финансирования науки и нехватки профессиональных кадров. Однако всегда есть люди, которые ради науки готовы даже переехать в другую страну, как один из исследователей Солнца на телескопе РАТАН-600 — Елагандула Нага Варун.

📝 «Звезда по имени Солнце»

Именно так называлась лекция о Солнце для студентов школы «Летово» от Елагандула Нага Варуна, младшего научного сотрудника САО РАН, кандидата физико-математических наук, работающего в группе наблюдений Солнца.

Учёный рассказал, что первыми пятна на Солнце увидели древние китайцы в ходе своих визуальных наблюдений за небом. Позже их зафиксировал Галилео Галилей — он использовал обычный телескоп, что негативно сказывалось на его зрении: сейчас солнечники используют исключительно солнечные телескопы.

Летовцы также узнали, как себя могут вести сгустки плазмы в магнитном поле. Когда магнитные линии слишком интенсивно завязываются между собой, магнитное поле начинает менять свою структуру, а свободная энергия выходит наружу как вспышки (всплески) плазмы на поверхность Солнца. Учёный проиллюстрировал этот процесс простым примером с верёвкой и ведром воды. Если резко вытягивать веревку из ведра с водой, то она увлечёт за собой некоторую часть воды. Так же и линия магнитного поля, как веревка, утягивает за собой плазменные струи.

После лекции у каждого летовца была возможность увидеть фотосферу Солнца через солнечный телескоп.

📝 «Наши соседи-пришельцы или «Лекция на ночь» об экзопланетах»

Вечер среды летовцы провели не менее продуктивно, чем день. Очень полную и детальную лекцию об экзопланетах прочитал Дамир Гадельшин, научный сотрудник, кандидат физико-математических наук, работающий в группе исследований экзопланет.

Ученики школы «Летово» узнали много интересных фактов об экзопланетах. А чтобы и вы могли проверить свои знания астрономии, предлагаем вам ответить на вопросы.

1. Экзопланеты — это:
   А) Планета, имеющая недостаточную массу, чтобы считаться планетой
   Б) Планета, находящаяся вне Солнечной системы
   В) Планета, не имеющая атмосферы

2. Выберите один из основных методов поиска экзопланет:
   А) Использование лазера космической мощности
   Б) Прямое фотографирование
   В) Взрыв соседних небесных тел для наблюдения реакции

3. Какого открытия не было?
   А) 1998 г., открытие планеты, вращающейся вокруг главной компоненты двойной звезды Гамма Цефея
   Б) 1999 г., случайное открытие газовой экзопланеты с помощью лазерного сканирования соседнего объекта
   В) 1992 г., открытие трёх экзопланет методом тайминга пульса

Посмотреть ответы…

#лекции_на_ночь

😧 «Солнце не звезда?»

Именно так думали ученые до тех пор, пока не появился спектральный анализ.

Спектральный анализ —это совокупность методов изучения свойств космических объектов. До появления этого метода астрономы, хоть и изучали звёздное небо, с трудом понимали, на что именно они смотрят. И только с появлением спектроскопии появилась астрофизика — учёные начали разбираться в том, из чего состоят и что представляют из себя те или иные объекты на небе.

Об истории развития науки, в частности астрономии и астрофизики, а также о скачке в технологическом прогрессе, который произошел в мире астрофизики за последнее столетие, рассказали летовцам сотрудники САО РАН во время экскурсии на БТА.

🪐 БТА — великое наследие 1970-х годов. На момент создания он был крупнейшим оптическим телескопом мира с диаметром зеркала 6 метров (даже больше, чем у Паломарского телескопа). До сих пор БТА считается крупнейшим оптическим телескопом в Европе.

🏔 ММТ — многоканальный мониторинговый телескоп — по большей части результат изобретательности местных учёных: они сами разработали конструкцию, дизайн, программную составляющую и собирали этот прибор. Все 9 каналов телескопа связаны между собой: если первый детектирует появление какого-либо объекта на небе, все остальные начинают подстраиваться под первый.

☄ ЦЕЙСС-1000. Этот телескоп — второй по величине апертуры после БТА в САО РАН. Он, как и БТА, детектирует визуальную информацию при помощи ПЗС-матриц. Летовцам рассказали, что чипы ПЗС-матриц крайне чувствительны к тепловому излучению, и перегревание может вносить шумы в изображения с телескопов — именно поэтому их необходимо охлаждать. Охлаждают чипы жидким азотом. Кстати, сам чип может стоить около 30 миллионов рублей, а жидкий азот — всего 12 рублей за литр!

🏔 БТА находится на высоте 2100 м над уровнем моря, и летовцам удалось не только узнать интересную информацию о телескопах, но и лицезреть прекрасные виды высокогорья. 👇

📝 «Лекция от Геннадия Геннадьевича Валявина»

👨🏫 17 июня на #лекции_на_ночь был довольно непривычный формат: она проходила в формате диалога с Валявиным Геннадием Геннадьевичем, кандидатом физико-математических наук и директором САО РАН. Конечно, в биографии такого человека есть много интересных деталей, и мы вам расскажем о 7 из них!

  1. Создал вместе с Фабрикой Сергеем Николаевичем первый в России оптоволоконный спектрограф для исследования экзопланет.
  2. 1983 г. — завершение его первой публикации в Web of Science — первой поисковой платформы для научной литературы.
  3. Был членом двух комиссий Международного астрономического союза (IAU), в который входят 82 государства.
  4. 4 — это не только номер факта, но и количество лет его научной деятельности в Южной Корее, где он смог применить свои обширные теоретические знания на практике.
  5. Работал в университете в Мексике, который запомнился ему запомнился коллегами из стран со всего мира и съёмками фильма «Пираты Карибского моря».
  6. Опубликовал в журнале Nature статью о замедлении остывания вырожденных звёзд с сильными магнитными полями.
  7. Он является автором 144 научных работ по астрофизике!

🙌 Также мы все хотели бы поблагодарить Геннадия Геннадьевича за трёхлетнее сотрудничество со школой «Летово» и за вдохновляющую лекцию!

📝 «Астрономы — странные люди. Металлами называют всё, что тяжелее гелия»

👨🏫 В один из дней Летней астрофизической школы рубрику #лекции_на_ночь и утреннюю лекцию объединил Дмитрий Игоревич Макаров, доктор физико-математических наук и заведующий лабораторией внегалактической астрофизики и космологии.

🛰 Утро началось с лекции о построении карты Вселенной. Летовцы узнали о том, что параллакс — видимое перемещение светил на небесной сфере — бывает суточным и годичным, в зависимости от причины перемещения.

⏱ Также часть времени была уделена увлекательным рассказам об истории науки и разных ученых. Например, все узнали о том, как Василий Яковлевич Струве, Фридрих Бессель и Томас Хендерсон соревновались за первенство в измерении параллакса, одновременно пытаясь быть максимально точными в своих изменениях. В итоге, достижение за измерения параллакса получил Бессель, пока Хендерсон сильно опоздал, перепроверяя расчеты, а Струве предоставил недостаточно точный результат.

🌌 «Галактика на ладони»

🪐 На этих выходных летовцы посетили Планетарий САО! Им показали два фильма: «Космическая история России» и «Галактика и её население».

🧑🚀 Первый фильм показал главные события истории отечественной космонавтики — от чертежей Константина Циолковского и первого спутника Восток-1 до современных космических миссий. Во время фильма летовцы увидели не только фотографии, но и записи интервью космонавтов, к примеру, Валентины Терешковой.

😲 Кстати, ребята даже успели побывать на небольшой выставке, посвящённой 60-летию её полета.

🎥 Фильм «Галактика и её население» раскрыл весь потенциал экрана планетария. Графика была на невероятном уровне, поэтому Млечный Путь был как будто прямо перед глазами! А к сюжету фильма ребята были уже подготовлены, так как те же темы затрагивались во вчерашней «лекции на ночь» Дмитрия Игоревича Макарова.

👍 Ученикам очень понравились оба похода в планетарий, и мы уверены, что в следующем году летовцам представят ещё более интересные фильмы в Планетарии САО!

📝 «Где и когда можно преодолев пространство и время оказаться в будущем и подсмотреть урок, например на Луне?»

Фильм «Космическая история России» переносит нас в уютный учебный класс на нашем космическом спутнике, ребята из будущего рассказывают историю космонавтики России… И это все происходит в планетарии Нижнего Архыза, что само по себе фантастика. Утопая в зелени, среди гор планетарий живет и работает, выполняя великую просветительскую миссию.

Екатерина Эдуардовна уже в выставочном зале очень аккуратно задает несколько вопросов. И что же? Наши одаренные и мотивированные ничего не знают о спасательной экспедиции парохода «Челюскин» и Н.П. Каманине. Что делать? А все очень просто — надо еще и еще раз сказать спасибо за возможность привести детей в планетарий, посмотреть вместе фильм и обсудить его. И вот мы в зале! Куда же делись мобильные телефоны? Начался просмотр…

Познавательным явились все новые сведения о разработчиках ракет. Особенно впечатлил новый взгляд на освоение космоса, приятно было увидеть знакомые залы музея истории космонавтики в Калуге. Ведь весной мы посетили его и домик Циолковского К.Э. Посещение планетария и выставки были полезными и интересными для ребят. Эти впечатления дополнят их представление о космических исследованиях и вдохновят. Придет понимание того, что наука и технологии могут наполнить нашу жизнь невероятными достижениям, если есть вера в свои силы и настойчивость в достижении поставленных целей.

Светлана Колякина,
учитель физики и астрономии,
руководитель летней школы «Летово в Архызе»

😧 «Куда уехал Нага?»

📡 Елагандула Нага Варун, младший научный сотрудник группы наблюдений Солнца, проводит свои исследования на РАТАН-600 — крупнейшем радиотелескопе мира, и летовцы во вторник побывали на его месте работы!

☀ РАТАН-600 можно использовать для изучения Солнца, так как он использует для наблюдений радиоволны, а не свет. Именно по этой причине для гладкости зеркал хватает даже алюминия.

💁🏾 Несмотря на свою занятость, Нага стал научным руководителем проектов наших студентов, которых заинтересовало изучение Солнца. Кроме него, во время поездки на РАТАН-600 с летовцами был Трушкин Сергей Анатольевич, заведующий лаборатории радиоастрофизики, который провёл лекцию о радиоастрономии.

🥟 Летовцы за несколько часов успели не только посетить РАТАН-600 и прослушать увлекательную лекцию, но и съездить на радиотелескоп РТ-32, а под конец поездки они поели вкусных хычинов.

🫢 Кстати, на самом деле диаметр рефлекторного зеркала не 600, как следует из названия, а 576 метров. Но никому об этом не говорите…


Вопросы и замечания к  вебмастеру 
Последнее обновление: 08/02/2024