Logo (Main page)

Прямая трансляция северных сияний из Гренландии
в рамках проекта GLORIA

English version

Наша обсерватория с конца 2011 года является участником проекта GLORIA (GLObal Robotic telescopes Intelligent Array for e-Science, Глобальный Интеллектуальный Массив Роботических Телескопов для электронной науки) - широкой международной коллаборации, объединившей 13 научных институтов из 8 стран для предоставления всем желающим открытого доступа к роботическим телескопам, а также для пропаганды астрономии в целом. В частности, для этого участники проекта регулярно организуют мероприятия, посвященные различным красочным астрономическим явлениям - солнечным и лунным затмениям, прохождению Венеры по диску Солнца, и т.д.
    Одиннадцатилетний цикл солнечной активности приближается к своему максимуму! С 24 по 29 августа команда астрономов, инженеров и астрофотографов отправится на юг Гренландии для наблюдения северных сияний (Aurora Borealis), которые, как ожидается, будут в это время особенно зрелищны. Руководить экспедицией "Shelios 2013" будет Мигель Серра-Рикар (Miquel Serra-Ricart), ученый из Института Астрофизики Канарских островов. Благодаря усилиям европейского проекта GLORIA (gloria-project.eu) видеозаписи и фотоснимки северных сияний из Гренладнии будут транслироваться в прямом эфире в сети Интернет.
    Прямая трансляция с черно-белой видеокамеры будет проводиться каждую ночь с 04:30 по 05:30 по московскому времени (с 00:30 до 1:30 по Гринвичу), благодаря чему можно будет следить за движением северного сияния. За трансляцией можно следить на портале проекта GLORIA или на сайте sky-live.tv. На портале будет также публиковаться постоянно обновляемая информация о погоде в точке наблюдений, а также точное расписание трансляций. Эта информация будет также распространяться и по социальным сетям. Кроме этого, во время живой трансляции каждую минуту пара снимков высокого разрешения, полученных с двух точек, разнеснных на 10 км, будет выкладываться специально для учащихся - с помощью этих изображений они могут принять участие в образовательном мероприятии по определению высоты северных сияний методом тригонометрического параллакса.

Северное сияние
Красочное и восхитительное небесное зрелище - северное сияние - возникает, когда высокоэнергетические частицы солнечного ветра достигают земной атмосферы. Движение этих частиц (главным образом - электронов) вблизи от Земли направляется земным магнитным полем, имеющим дипольную структуру и, благодаря ей, канализирующим эти частицы по направлению к полюсам, где они и влетают в атмосферу. Столкновения высокоэнергетических частиц с атомами и молекулами атмосферы приводят к свечению неба в близких к северному (северное сияние, Aurora Borealis) и южному (южное сияние, Aurora Australis) областях. Полярные сияния (общее название таких явлений) часто выглядят как разноцветные светящиеся полотнища, быстро меняющие свою форму. Свечение возникает на высотах от 100 до 400 км. Столкновения частиц с атомами кислорода дают зеленоватое свечение, а красные оттенки появляются в результате столкновений с атомами азота. В течение 2011 и 2012 годов неоднократно наблюдались интенсивные северные сияния, соответствующие нынешнему периоду возросшей солнечной активности.

О проекте GLORIA
GLORIA - совместный проект, целью которого является привлечение коллективного разума интернет-сообщества к исследованиям в области астрономии. Уже сейчас пользователи могут принять участие в измерении солнечной активности, анализируя изображения поверхности нашего светила, полученные телескопом TAD обсерватории Тейде (Канарские острова) - одним из 17 роботических телескопов раскинувшейся по четырм континентам сети GLORIA. В ближайшие месяцы будут добавлены и другие возможности для совместной работы и исследований. Приглашаем всех интересующихся новостями проекта GLORIA посетить наш сайт (gloria-project.eu) и присоединяться к сообществу его пользователей (users.gloria-project.eu) и социальным сетям.
GLORIA (GLObal Robotic telescopes Intelligent Array for e-Science) - трехлетний проект, финансируемый в рамках Седьмой рамочной программы Европейского Содружества (FP7/2007-2012) посредством гранта No 283783 с бюджетом 2.5 млн евро. Проект стартовал в октябре 2011 года, его участниками являются 13 научных институтов из 8 стран. Более подробная информация доступна по адресу gloria-project.eu/about/partners/
Подборка снимков, полученных прошлыми экспедициями, доступна по адресу http://www.flickr.com/photos/65131760@N06/sets/72157634760374049/

Для контактов - Карпов С.
Рис.1. Северное сияние, снятое в конце августа 2012 года над южной Гренландией. Снимки получены в ходе экспедиции Shelios 2012 (см. shelios.com/sh2012, автор J.C. Casado - starryearth.com).